четверг, 1 сентября 2011 г.

Психологические упражнения

http://trepsy.net/

Упражнение «Личностное право»


Прочитайте и подумайте о перечисленных ниже правах, составленных на основании работ нескольких авторов.

Основные права каждого человека


  1. Быть принятым как равный независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния.
  2. Чувствовать уважение к себе.
  3. Принимать решение о том, как проводить время.
  4. Просить о том, в чем есть необходимость.
  5. Спрашивать мнение о своей производительности труда, поведении, облике.
  6. Быть выслушанным и воспринятым всерьез.
  7. Иметь свое мнение.
  8. Придерживаться определенных политических взглядов.
  9. Плакать.
  10. Делать ошибки.
  11. Говорить «нет», не испытывая чувства вины.
  12. Отстаивать свои интересы.
  13. Устанавливать свои приоритеты.
  14. Выражать свои чувства.
  15. Говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом.
  16. Менять свое мнение.
  17. Иногда терпеть неудачу.
  18. Говорить «я не понимаю».
  19. Делать заявления, не требующие доказательств.
  20. Получать информацию.
  21. Иметь успех.
  22. Отстаивать свою веру.
  23. Придерживаться собственной системы ценностей.
  24. Брать время на принятие решений.
  25. Принимать на себя ответственность за собственные решения.
  26. Иметь личную жизнь.
  27. Признаваться в незнании.
  28. Меняться/развиваться.
  29. Выбирать, включаться или нет в проблемы других людей.
  30. Не нести ответственности за проблемы других людей.
  31. Заботиться о себе.
  32. Иметь время и место для уединения.
  33. Быть индивидуальностью.
  34. Запрашивать информацию у профессионалов.
  35. Не зависеть от одобрения других людей.
  36. Самому судить о собственной значимости.
  37. Выбирать, как поступать в складывающейся ситуации.
  38. Быть независимым.
  39. Быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие.
  40. Не оправдываться.
  41. Быть прощенным.

Часть 1


Проанализируйте отдельно каждый пункт; сделайте пометки возле тех, с которыми Вы испытываете трудности.

  1. С чем Вы безоговорочно согласны? Почему?
  2. Что вызывает протест? Почему?
  3. Что пугает? Почему?
  4. Удается ли Вам это делать в жизни? Что останавливает?

Приведите примеры (письменно) реализации каждого из этих прав для себя лично.

Часть 2


Помните, что другие люди обладают точно такими же правами.

Снова прочитайте список. Ответьте на вопросы и запишите ответы:

  1. Какие права других людей Вы нарушаете?
  2. Как Вы манипулируете другими людьми, чтобы убрать их со своего пути?

Эта работа поможет Вам определить, где надо сосредоточить силы и вырабатывать новые навыки самоутверждения, а так же задуматься о взаимоотношениях с другими людьми.

Упражнение «Жизненное пространство»


Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

  1. Красочная ли получилась картина?
  2. На что Вы в основном тратите свое время?
  3. Все ли Вас устраивает в этой схеме?
  4. Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «.... в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Тренинг противостояния вербальному нападению


Вначале тренинга участникам предлагается ознакомиться с техниками противостояния вербальному нападению.

На следующем этапе тренинга участники отрабатывают эти техники в парах перед всей группой, после чего группа выделяет достоинства, область применения и ограничения каждой техники.

1. Техника «Внешнее согласие»


Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).

Пример: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему», «Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно»

Достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать. Таким образом, решение проблемы из эмоционального слоя перейдет в когнитивный.

2. Техника «Да я такой, и поздно мне меняться»


Принцип: вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.

Пример: «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой».

Достоинства техники: используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента.

Ограничения техники: заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.

3. Техника: «Испорченная пластинка»


Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и туже емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример: вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

4. Техника: «Бесконечное уточнение»


Принцип: в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.

Примеры: «Что конкретно вы имеете в веду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».

Достоинства техники: использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.

По материалам тренингов Е.В. Сидоренко.



Советы для поддержания психоэмоционального комфорта у педагогов, психологов (по Н.К. Смирнову)


Старайтесь смотреть на вещи оптимистично


Лучший путь к успеху и сотрудничеству с коллегами – хорошее настроение и положительный подход к решению проблем. Положительные эмоции (так же, как и отрицательные) заразительны. И друзья, и семья, и школьники будут вам благодарны за подаренную возможность взглянуть на мир с радостью. Известно также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.

Стремитесь побороть страх


Жить со страхами – это форма психологической инвалидизации, постепенно поглощающей личность. Проанализируйте свои страхи и, если побороть их самостоятельно не получается, надо обратиться к специалисту психологу, психотерапевту.

Найдите время, чтобы побыть наедине с собой


В течение дня учителю необходимо какое-то время побыть в одиночестве, подумать о жизни, о себе, обдумать возникшие проблемы, просто расслабиться и отдохнуть. Особенно это важно для тех, кто принадлежит к типу интровертов.

Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Одно дело помогать другим, когда это вам по силам, и совсем другое, когда друзья и сотрудники постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, когда вы не сможете исполнить чью-то просьбу.

Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно


Насилие над своими чувствами и внешними проявлениями требует значительных трат энергии и оставляет неприятный осадок.

Не оказывайте слишком большое давление на своих детей


Нередко, проявляя педагогический профессионализм на работе, дома учитель забывает о том, чему учит других, и собственные дети учителей оказываются пасынками своих родителей, особенно склонных к гиперопеке. Дайте детям возможность быть самими собой и проявить себя, а не только оправдывать ваши надежды на них.

Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»


Если то, что вам предлагают, в ваших интересах, используйте веру в вас окружающих как стимул, повышающий уверенность в себе.

Используйте возможность выступить с речью


Если вам представилась возможность выступить перед большой аудиторией, воспользуйтесь этим. Публичные выступления позволят не только потренироваться ясно и кратко выражать свои мысли – качество, необходимое для продвижения вперед, но и отойти от привычного стереотипа выступления перед школьниками.

Следите за фигурой


Стройная фигура во многом определяет психологическое состояние человека, особенно женщины, служит хорошим примером для учеников. Кроме того, излишняя полнота повышает вероятность гипертонии, нарушения обмена веществ и других заболеваний. Лучшее время для сбрасывания лишних килограммов – летний отпуск.

Маленькие радости в ваших руках


Стоит ли огорчаться из-за того, что знакомые редко дарят вам подарки? Создайте ситуацию дарения – купите цветы, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшится настроение.

На работе или дома несколько раз в день мысленно повторяйте себе: «Я – красивая!» И не забывайте подтверждать это внешним видом и поведением.

Метод Седоны


Дело в том, что со временем мы свыкаемся с нашими мыслями и чувствами, считая их чем-то неотделимым от нашего сознания. На самом деле, их можно отпустить.

«Метод Седоны» базируется на двух основных предпосылках:

  1. Мысли и чувства – это не события, и они отделимы от вас.
  2. Вы можете их отбросить.

В вашей сущности уже заключено счастье, которое вы ищите. Все, что вам надо, это обнаружить естественное счастье, отбросив страдания или ограничения, которые скрывают его или препятствуют ему.

У нас настолько сильное стремление удерживать возле себя негативные мысли и чувства, что это проявляется даже в том, как мы говорим. Когда мы ощущаем грусть, мы говорим «мне грустно», когда мы несчастливы, говорим «я несчастлив». Мы все время убеждаем себя в том, что привязаны к нашим мыслям и чувствам. «Метод Седоны» позволяет разорвать эту связь.

Метод освобождения


Устройтесь поудобнее и внутренне сосредоточьтесь. Ваши глаза могут быть открыты или закрыты.

Шаг первый. Сосредоточьтесь на проблеме, которую хотели бы решить, а затем «отпустите» свои чувства, дайте им внутри вас свободу. Это необязательно будут сильные чувства. Вы можете ощущать себя одеревенелым, пресыщенным, отключенным от реальности, пустым внутри – от этого тоже можно избавиться. Просто осознайте свое состояние и позвольте себе пребывать в нем.

Указания могут показаться вам упрощенными, но они и должны быть такими. Многие из нас погружены в свои мысли, образы, воспоминания и размышления о будущем – вместо того чтобы отдавать себе отчет в своих чувствах на данный момент. Однако то время, когда мы можем что-то сделать со своими чувствами (и если на то пошло, со своим делом или жизнью) – это настоящий момент, СЕЙЧАС.

Шаг второй. Спросите себя: «Могу ли я отпустить это чувство?» Вы задаете этот вопрос только для того, чтобы понять, возможно ли совершить это действие. Оба ответа – «да» и «нет» – допустимы. Даже если вы сказали «нет», вы сможете отпустить это чувство. Все вопросы, которые используются в данном методе, намеренно просты. Они не важны сами по себе и предназначены только для того, чтобы направить вас на нужный путь и помочь вам ощутить освобождение.

Шаг третий. Задайте себе простой вопрос: отпущу ли я эти чувства? Иными словами: «Готов ли я отпустить их?».

Если вы ответите «нет» или не знаете, как ответить, задайте вопрос по-другому: «Лучше, чтобы это чувство осталось со мной, или лучше, чтобы я освободился от него?» Если вы по-прежнему отвечаете «нет», переходите к четвертому шагу.

Шаг четвертый. Задайте себе вопрос: «Когда?» Это призыв отпустить чувство СЕЙЧАС. Может быть, вам удастся сделать это проще, чем вы думали. Помните, что освобождение – решение, которое вы можете принять и осуществить в любой момент.

Шаг пятый. Повторяйте предыдущие четыре шага столько раз, сколько нужно, чтобы вы почувствовали освобождение от данного конкретного чувства.

Примечание. Возможно, вы обнаружите, что с каждым этапом продвигаетесь в этом деле все дальше. Сначала результаты будут малозаметны, но, если вы будете настойчивы, вы их ощутите. Вы можете обнаружить целые наслоения чувств, возникающих по отношению к какой-либо проблеме, так что будьте терпеливы. Тем не менее все, что вы отпустили, ушло навсегда. Вы почувствуете себя легче и спокойнее.

Задайте себе вопросы:


  1. Что случится, если ты это сделаешь?
  2. Что случится, если ты это не сделаешь?
  3. Что не случится, если ты это сделаешь?
  4. Что не случится, если ты это не сделаешь?
http://www.trepsy.net/psyteh/stat.php?stat=4720

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий